1. Выступление Президента Делового совета ЕАЭС Виктора Христенко на деловом завтраке «ЕАЭС - Индия: стратегическое партнерство» #рост
Я сегодня впервые на встрече с индийскими партнерами выступаю в новом для себя качестве, в качестве Президента Делового совета ЕАЭС. Хотя на протяжении последних 20 лет участвовал во многих встречах с нашими индийскими друзьями в самых разных форматах: и как вице-премьер, и как министр промышленности, и как министр энергетики, и как председатель ЕЭК. И каждый раз основа взаимодействия лежала в сферах энергетической безопасности, в сферах индустриального сотрудничества, в вопросах, связанных с расширением, развитием, созданием Зоны свободной торговли уже в рамках ЕАЭС. Конечно, прочная основа уходит корнями в 20 век. Наверное, трудно представить столь крупных геополитических субъектов, у которых такие доверительные отношения складывались в течение многих десятилетий. В новом веке наряду с поставками продукции авиастроения, строительством новых блоков атомных станций добавились проекты и на встречных курсах – это опять-таки совместное участие в авиастроении, нефтегазовый сектор, фармацевтика.
В 2005-м году, я хорошо помню, в Нью-Дели был Первый азиатский энергетический форум. Он проходил с большим пафосом и воодушевлением, и я тогда говорил о том, что наша задача в ближайшие несколько лет утроить товарооборот между Россией и Индией. Честно могу признаться, сделать это не удалось. Мы не дотянули до утроения и, наверное, не только исходя из глобального кризиса, который разразился, но и исходя из целого ряда других причин. Вместе с тем, если вспомнить цифры, который называются и, несмотря на разность статистики встречной торговли со стороны Российской Федерации или Индии, тем не менее, те цифры будь то 7.8 млрд $ или 16 млрд $ по другой статистике - абсолютно несоизмеримы, если смотреть на третью экономику мира и на такой огромный союз, как Евразийский экономический Союз. Это просто не те цифры, которые могут и должны
отражать взаимодействие. И каждый раз задаешься одним и тем же вопросом: в чем причина? Почему товарооборот не растёт? Мы что, не доверяем друг другу? Но, казалось бы, ответ очевиден. Хотя такие элементы звучали от представителей фармы: «надо увеличивать доверие».
Я думаю, что будет трудно найти те страны, у которых столь доверительные отношения, и которые могут себе позволить сотрудничество в самых чувствительных сферах: создавая совместные ракетные комплексы, работая в сферах оборонных отраслей, в авиастроении, вертолетостроении, допуская в разработку шельфа, которая находится под особым режимом в нефтегазовом секторе и так далее. Я мог бы продолжать этот список и, казалось бы, говорить о том, что уровень доверия не высок, и поэтому не растёт товарооборот, не приходится. Нет такой причины.
Если мы говорим о режимах допуска на рынок – да, конечно, на сегодняшний день, тема Зоны свободной торговли является сверхактуальной. Наверное, снятие барьеров, снижение условий допуска, открытие тех или иных рынков позволит увеличить взаимодействие, товарооборот между нашими странами. Но вот если у меня честно спросить, позволит ли это решить ту задачу, о которой я говорил в 2005-м году - увеличить в 3 раза товарооборот - я честно отвечу – нет. На мой взгляд, нет, не позволит решить эту задачу. И вот почему.
Сегодня в разных плоскостях упоминались технологии. Говорилось об энергетике, о том, какое значение имеют новые технологии в разработках. И, тем не менее, какими бы ни были фантастические технологии, в электроэнергетике, допустим: ветряная солнечная, какими бы ни были фантастические технологии в передаче электроэнергии. Если регулятивные системы, которые управляют рынком электроэнергетики не будут адекватны этим технологиям - все это деньги на ветер.
С моей точки зрения, важнейшим вопросом, который сейчас выходит на повестку дня, является создание эффективных инфраструктур взаимодействия между Индией и ЕАЭС - как минимум двух, - транспортной и финансовой. С точки зрения финансовой - я полностью согласен с тем, что необходимо отрабатывать такие схемы перехода на расчёты в национальных валютах, такие системы регулирования финансовых отношений, которые бы просто сняли проблемы транзакционных издержек, общения через известный американский банк и центр для ведения своих торговых операций.
Если говорим о транспортной инфраструктуре, очень много говорится по поводу коридора «Север-Юг». Конечно, это чрезвычайно амбициозный проект. Прозвучала цифра о том, что Индия в ближайшее время вложит 1 трлн $ инвестиций в инфраструктуру. Очень хочется, чтобы эти деньги дали ожидаемый эффект. Но «Север-юг» - это пять стран, это две перевалки «суша-море», это мультимодальная перевозка. И если на этом пути регулятивные системы будут не состыкованы и не унифицированы, я
вас уверяю, какие бы ни были фантастически быстрые рельсы, как бы не летали поезда, всё это может существенным образом разбито о неэффективную систему взаимодействия, о неэффективные регулятивные процедуры.
С моей точки зрения, главное, чему стоит уделять сейчас внимание - это с одной стороны, унификация всех регулятивных процедур и технологии в инфраструктуре: в транспортной и не только в транспортной. Но всё что с этим связано, я имею в виду ввиду, и таможенные процедуры, и самое главное – переход к цифровым технологиям в этой сфере, для того, чтобы скорость и уровень технологического развития транспортных инфраструктур соответствовал скорости и уровню развития наших регулятивных возможностей. В противном случае, боюсь, что нам будет очень трудно добиться эффекта.
Ещё последняя реплика: конечно 21-й век внес существенные изменения в структуру экономик. Индия сделала фантастический рывок, используя свой человеческий капитал, используя свою образовательную базу, традиционную математическую школу, для того чтобы рвануть в IT-секторе. И причём рвануть так рвануть, чтобы занять ключевые позиции в мире. России немножко отстала от этого процесса, но могу сказать, что с 2013 года по сегодняшний день развитие идёт очень высокими темпами, этот сектор становится одним из ключевых в новой экспортной ориентации ЕАЭС.
Конечно мы, ЕАЭС, и Индия являемся конкурентами на глобальном рынке в IT-секторе. Несмотря на то, что у нас разные образовательные школы, тем не менее, они одинаковы успешны. Я думаю, что один из ключевых моментов, с учетом цифровой трансформации, которая происходит на глобальном уровне, это сотрудничество в этом секторе. Надо обязательно найти то, что нас еще объединяет. В евразийско-индийских отношениях необходимо находить то новое, что определяет облик будущего. Это как минимум две вещи: инфраструктура и цифровая трансформация.
2. Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян: «Формирование собственной межотраслевой цифровой платформы позволит странам ЕАЭС добиться значительных экономических успехов» #без_изменений
Странам ЕЭЭС необходимо совместно разработать программу электронизации Союза – «план ГОЭЛРО-2». «В СССР благодаря реализации этой программы удалось осуществить серьезный прорыв и создать мощную индустриальную страну. Сегодня мы находимся в подобной ситуации, идет дискуссия о модели экономического роста, но очевидно, что нужна программа электронизации. Благодаря оцифровке мы можем осуществить
серьезный прорыв и модернизацию нашего Союза», – заявил Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, выступая на панельной сессии «Большие данные в цифровой экономике: товар или национальное достояние?» в рамках Петербургского международного экономического форума 1 июня.
По решению глав государств при ЕЭК создана рабочая группа высокого уровня по подготовке Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Предложения по документу проработаны Комиссией в тесном сотрудничестве с представителями научных, деловых кругов и органов власти государств-членов ЕАЭС. По словам Саркисяна, к ноябрю этого года планируется представить основные тезисы нового «плана ГОЭЛРО-2».
Совместное использование данных позволит странам Союза добиться значительных экономических успехов только в том случае, если партнеры сумеют «найти единую позицию, сформировать согласованную повестку и, как результат, – собственную межотраслевую цифровую платформу», – заявил Председатель Коллегии ЕЭК. Сейчас страны Союза – каждая в отдельности – пытаются реализовать свою цифровую повестку. Однако если эти национальные цифровые повестки не будут совместимы, по мнению Саркисяна, это приведет к развалу общих рынков. Общие рынки, которые создаются на базе цифровых межотраслевых платформ, осуществляют новую революцию в мировой торговле. Речь идет о новой форме международного разделения труда, которая не знает границ. В этой связи перед странами ЕАЭС стоит задача выработать общие стандарты оцифровки отраслей экономик государств-членов.
«На наших глазах формируется новая общественно-экономическая парадигма, где базовым процессом организации общества уже является не производство товаров, а производство знаний. Это означает, что человек должен уметь пользоваться цифровыми технологиями, иначе его производительность труда, интеллектуальная способность снижаются. Он становится неконкурентоспособным», – считает Председатель Коллегии ЕЭК.
Такая экосистема должна быть общей для евразийского пространства. «Мы должны создать возможности для свободного доступа нашим гражданам к сервисам на базе цифровых технологий, к использованию баз данных, реализации своего интеллектуального потенциала», – отметил Саркисян. Среди вопросов, которые требуют решения как на уровне институционального диалога в рамках ЕАЭС, так и на рабочем уровне, он назвал баланс между глобальными трендами цифровой трансформации и интеграционными рамками Союза.
«Иными словами, нам важно соблюсти такой баланс, при котором мы сможем, с одной стороны, защитить свой цифровой суверенитет, с другой, – не создавать барьеры для цифровизации наших экономик», – подчеркнул глава Коллегии ЕЭК. Также необходимо решить, нужна ли регуляторика в
Союзе, и если да, то какой она должна быть. По мнению Председателя Коллегии ЕЭК, в странах ЕАЭС необходимы стандартизация и регулирование на всех уровнях – на национальном, международном, на уровне бизнеса.
3. Министр торговли ЕЭК Никишина: Европейский бизнес заинтересован в восстановлении переговорных процессов с ЕАЭС #без_изменений
Об этом сообщила в интервью радиостанции «Эхо Москвы» в рамках Петербургского международного экономического форума министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина. «Сейчас с точки зрения Европейской комиссии мы видим абсолютно заморозку контактов. А с точки зрения европейского бизнеса, мы видим колоссальный интерес к восстановлению переговорных процессов. И они посылают сигнал своей Европейской комиссии.
Потому что наша новая торговая политика, которую мы запустили в прошлом году — большого количества новых переговорных треков с новыми режимами торговли, — действительно говорит о том, что теперь ЕС уже должен стать в очередь, а не первым будет с точки зрения нового режима», — сказала она.
В.Никишина подчеркнула, что для тех стран, которые уже сейчас договариваются о новых режимах торговли с ЕАЭС, таких как Вьетнам, Иран, Сингапур, Индия, условия конкуренции на рынке будут более комфортными, чем для европейского бизнеса впоследствии. «Поэтому они как люди прагматичные, я думаю, скоро поймут, что экономика все равно должна превалировать над этими политическими какими-то сейчас обострениями», — заключила она.
4. ПМЭФ-2017. Сессия ШОС: Перспективы формирования большого евразийского партнерства #рост
Шанхайская организация сотрудничества и перспективы формирования большого евразийского партнерства – такой была тема сессии ШОС, прошедшей в рамках ПМЭФ-2017. Через несколько дней в Астане состоится саммит глав государств ШОС, главным событием которого, несомненно, станет принятие в полноценные члены организации Индии и Пакистана. Этим словами начал сессию ее модератор, вице-президент ТПП РФ, член Консультативного совета при ЕЭК Владимир Падалко.
ШОС, отметил он, созданная в 2001 году прежде всего, как организация для обеспечения безопасности на общих границах, развивает
экономическую составляющую, которая приобретает все большее значение. Это открывает новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества стран, входящих в организацию, подчеркнул Владимир Падалко.
Из регионального форума ШОС становится трансконтинентальной организацией с зоной ответственности с севера на юг от Арктики до Индийского океана и от восточной границы Китая до Калининграда на западе. Это почти 44 процента населения Земли, причем 70 процентов из них не достигли 50 лет. Совокупный ВВП по паритету покупательной способности восьмерки – это 33-35 трлн долларов.
Одно из направлений работы – создание условий для международных автоперевозок, причем к проекту могут присоединиться и страны, не входящие в ШОС. Беларусь говорит о свое готовности, Туркмения интересуется проектом. Речь идет о шести маршрутах; достаточно будет одного пропуска – пропуска ШОС, чтобы пройти без задержек любой из этих маршрутов. Выгоды очевидны.
Очень важно, считает замминистра экономразвития РФ Алексей Груздев развивать малый и средний бизнес на пространстве ШОС. Одно из важных направлений – согласованный выход на третьи рынки. Важно также при участии Делового совета ШОС формировать банк данных перспективных проектов, интересных для ряда стран. Еще одно: надо развивать межрегиональные связи. Формируется клуб глав регионов стран-членов ШОС, и это очень важно для развития горизонтальных связей.
Член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина поделилась мыслями о соотношении Евразийской интеграции и экономической интеграция в рамках ШОС. Специальный представитель Президента РФ по делам Шанхайской организации сотрудничества Бахтиер Хакимов представил российскую инициативу создания Большого евразийского партнерства и пути ее реализации в контексте ШОС.
Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров дал экспертную оценку развития интеграционных процессов на пространстве ШОС, отметил роль международных финансовых институтов.
. Вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко, подводя итоги сессии, отметил: трудно переоценить значение ШОС. Организация содействовала и содействует сохранению мира и безопасности в нашем мегарегионе. Условия для дальнейшей успешной работы есть – вот главный вывод из дискуссии. Он встретился также с правительственной делегацией Габона, участвующей в работе ПМЭФ, а также с представителями Делового клуба АСЕАН. Состоялись еще две встречи: с министром народной власти по внешней торговле и международным инвестициям Венесуэлы Хесусом
Германом Фариа Тортоса и с президентом Греко-российской торговой палаты Димитрисом Баколасом.
5. ЕЭК совместно с «Атамекеном» разъяснили новые «правила игры» на рынке карантинной фитосанитарной продукции ЕАЭС #рост
31 мая т.г. на площадке НПП РК «Атамекен», Департаментом экономической интеграции (далее – ДЭИ) был проведен круглый стол на тему: «Общие карантинные фитосанитарные требования Евразийского экономического союза: консультации и разъяснения». Участие приняли представитель Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии Олег Небораков и руководство Комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК (далее – Комитет), принимавшие непосредственное участие в разработке данных документов. В ходе круглого стола были презентованы ключевые особенности вновь принятых документов союза.
Участники Круглого стола от бизнеса достаточно активно выразили заинтересованность в более детальном и углубленном понимании новых «правил игры на большой арене». Был задан ряд вопросов, направленных на освещение особенностей контроля в отношении распространённых и редких карантинных объектов, как на территории Казахстана, так и всего ЕАЭС, мерах ответственности, согласно принятым НПА и готовности казахстанской лабораторно-диагностической базы к проведению требуемых исследований.
Сотрудником Комиссии и представителями Минсельхоза РК были даны исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, наиболее интересующие казахстанский сельхоз бизнес в зале и участвовавший в режиме видеоконференции в регионах. «Комиссия и уполномоченные государственные органы сторон, заинтересованы в максимальной проработке принятых документов, анализе со стороны практикующих производителей и перевозчиков растениеводческой продукции Союза, с целью выявления возможных сложностей и острых углов.
Подобная разъяснительная работа с участием Комиссии уже проведена в КР, назначены даты проведения в РА и РФ, прорабатываются детали разъяснений в РБ. Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер всегда готов к сотрудничеству по курируемым направлениям», - сказал в завершение встречи О.Небораков.
ДЭИ НПП РК «Атамекен», в свою очередь, отмечает эффективность практики проведения аналогичных мероприятий, направленных на разъяснение особенностей нормативно-правовой базы Союза на регулярной основе, с привлечением максимального круга отечественных производителей. ДЭИ извещает о том, что с 1 июля т.г. (с даты вступления в силу Решения Совета «О внесении изменений в единую Товарную
номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза», но не ранее 1 июля 2017 года) Единые требования предъявляются ко всей подкарантинной продукции (подкарантинным грузам, материалам, товарам), подлежащим фитосанитарному контролю, и к подкарантинным объектам (вредителям, растениям и др.) Подробнее здесь: http://palata.kz/ru/news/26566
6. Армянская компания «ArmEc Trading» покоряет евразийский рынок #рост
Уже несколько месяцев, как на армянских прилавках можно встретить эквадорские бананы, причем импортируемые уже с армянской маркировкой. Оказалось, что бананы с маркировкой «ArmEc Trading» уже импортируются и в Казахстан. Президент компании «ArmEc Trading» Вардан Арутюнян отметил, что их цель охватить весь рынок ЕАЭС, а также выйти на соседние страны — иранский 80-миллионный и грузинский рынки.
По его словам, торгово-экономические связи с Эквадором сформировались и углубились именно благодаря ЕАЭС: после того, как Армения стала членом союза, Армения на экономическом форуме была представлена уже не как маленькое государство с маленьким рынком, а как страна, гарантирующая выход на 180-миллионный евразийский рынок. Это стало серьезным толчком для компании, которая взялась за поставку эквадорских бананов и других видов фруктов не только в Армению, но и в другие страны интеграционного объединения.
«Первый наш выход состоялся на рынок Казахстана, куда сегодня, благодаря нашей компании, импортируются эквадорские бананы. Схема такова, что продукт поставляется сразу в Казахстан, но документы оформляются в Армении, и налог с прибыли поступает в армянскую казну. Сегодня мы ведем переговоры с Ираном, огромный рынок которого нуждается в эквадорских продуктах, но из-за действующих санкций провоз товара через Армению был чреват серьезными проблемами. Однако, кажется, мы решили и эту задачу, и эквадорские бананы на иранский рынок будут поставляться из Грузии, через территорию Азербайджана, но, как и в случае с Казахстаном, налог от прибыли будет поступать в бюджет Армении», — отметил он.
Сегодня компания ведет переговоры также с Россией и Белоруссией, чтобы по той же схеме товары поступали и на эти рынки. Арутюнян отмечает, что, конечно, как в России, так и в Белоруссии есть много компаний, которые занимаются импортом из южноамериканской страны, однако так как «ArmEc Trading» имеет довольно серьезное сотрудничество с министерством внешней торговли Эквадора, то и
рассматривается, как более надежное связующее звено. Кроме того, армянская компания продолжает сотрудничество с эквадорской стороной для расширения ассортимента и в ближайшем будущем намерена поставлять не только на армянский, но и евразийские рынки какао, цветы, морепродукты, а также замороженную мякоть фруктов.
Последний продукт даст возможность также помочь местными производителям, и, по словам Арутюняна, будет поставляться на евразийский рынок не только в чистом виде, но и в виде соков, а также другой продукции, которая будет с помощью фруктовой мякоти производиться в Армении. «В течении 3−5 месяцев все эти проекты будут претворены в жизнь и обязательно будут нести на себе армянскую маркировку», — подчеркнул глава компании.
Отметим, что 25% всех бананов в мире производится в Эквадоре, что делает эту страну крупнейшим экспортером. Ежегодно Эквадор экспортирует 5 млн тонн бананов и платанов. Эквадор также является главным поставщиком бананов на российский рынок.
7. Киргизия перенимает опыт по внедрению электронного правительства #рост
Руководитель Аппарата Президента Киргизии встретился с экспертами из Молдовы и Сингапура в сфере развития электронного правительства. Эксперты из Молдовы и Сингапура рассказали киргизским чиновникам, как создать «умный город», для дальнейшего внедрения в нем электронного правительства с использованием инновационных технологий. В ходе встречи гости отметили готовность Киргизии перенимать опыт других стран в данной сфере.
Руководитель аппарата главы государства Сапар Исаков поблагодарил собеседников за оказанное доверие. Он заверил экспертов и присутствующих, что Киргизия ставит перед собой амбициозные цели и задачи для реализации проектов и стратегий развития до 2040 года, которые позволят стране шагнуть вперед, сообщили в пресс-службе президента.
Мы будем рады включить в обзор новости о вашей деятельности или новости по интересующей вас теме из Плана работы Президиума Делового Совета на 2017 год. http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/plan_cs.pdf
|