Китайский пояс для Кыргызстана: экономика – «за»!
Как заявил «Регион.kg» вице-президент Кыргызского Союза промышленников и предпринимателей Шамиль Борончиев, для нашего государства очень важно принять активное участие в этом мегапроекте.
- Сам по себе проект «Шелкового пути» носит в основном инфраструктурный характер. Фактически он направлен на развитие морских и сухопутных путей для Китая. Кыргызстан, как сухопутное государство, крайне заинтересован быть задействованным в этом огромном проекте. Но лишь с условием, что будут соблюдены наши экономические интересы. Тем более, с недавнего времени Кыргызстан должен позиционировать себя не только, как отдельно взятое суверенное государство, но и как член ЕАЭС. А там все рассматривается под призмой общих интересов, - прокомментировал Борончиев.
Он также рассказал, что сейчас готовится соглашение ЕЭК по торгово-экономическому сотрудничеству между ЕАЭС и КНР.
- Наша организация, как представитель бизнес сообщества, в рамках Делового совета ЕАЭС, является членом Консультативного Совета по взаимодействию ЕЭК и ДС ЕАЭС, первое заседание которого прошло 20 декабря прошлого года, и активно участвует в подготовке данного соглашения и готовит свои предложения. Мы понимаем, насколько велики перспективы «Шелкового пути» для республики. Учитывая тот факт, что около 60% населения Земли находятся вдоль этого пути, а стоимость всего проектов «Шелкового пути» вместе с кластерами составляет порядка 26 триллионов долларов, то и нам грех не воспользоваться такими перспективами. Тем более, инициатива исходит от нашего ближайшего соседа – Китая, - подчеркнул эксперт.
Реализация проекта инфраструктурно улучшит ситуацию в тех регионах страны, которые будут входить в территориальные зоны проекта. И положительно скажется на товарообороте нашей страны.
- «Шелковый путь», прежде всего, рассчитан на развитие железнодорожных и иных путей доставки товаров из Китая в разные страны и обратно. Но, повторю, ко всем подобным перспективам надо подходить взвешено и аккуратно, но в то же время активно, тогда результат принесет пользу всем партнерам. Казахстан и Россия достаточно оперативно включаются в проект «Один пояс – один путь». И, насколько мне известно, в рамках этого проекта Казахстан уже заключил контракты порядка на 40 миллиардов долларов США. А рынок Хоргос, как раз и является одним из пунктов данного проекта. Следовательно, не надо отставать и нам, и тоже внедряться в эту экономическую идею, - заявил вице-президент Союза.
Важность «Шелкового пути» собеседник редакции увидел и в возможности дальнейшего привлечения китайских инвестиций взамен кредитным обязательствам.
- Я полностью солидарен с мнением тех, кто считает, что нам пора остановиться и перестать брать кредиты не только от Китая, но и от других доноров. Мы и так уже набрали их в значительный размерах, которые в любом случае придется как-то отдавать. Поэтому, надо идти другим путем и привлекать инвестиции, привлекать средства на партнерских началах. Это будет более перспективная и правильная альтернатива. Однако, помимо крупных финансовых проектов, необходимо рассматривать и другие. Ведь за большими задумками, мы забываем про более мелкие, которые может и не такие судьбоносные, но весьма актуальны локально для определенных регионов. Поэтому, работать надо и в этом направлении. А «Шелковый путь» может сыграть в этих вопросах серьезную и положительную роль, если разумно подойти к данному вопросу, - подытожил Борончиев.
Грандиозность китайской инициативы, наглядно показывает, что речь идет не только о создании новых транспортных маршрутов, но и о выстраивании нового экономического партнерства в Центрально-азиатском регионе. Единственный вопрос сейчас заключается лишь
в том, чтобы научиться управлять этими процессами, для того, чтобы они приносили наибольшую выгоду нашей стране.
Анастасия Борисова